Как прочитать чужую переписку в контакте, WhatsApp, Viber
Последнее обновление:
Соцсети будут обязаны раскрывать приставам переписку коллекторов с должниками
Министерство юстиции России опубликовало свежую версию законопроекта, реформирующего систему контроля за взысканием долгов.
Судебные приставы получат полномочия, условно говоря, выключать телефоны коллекторов и банковских сотрудников, работающих с должниками, на срок до 60 суток. Кроме того, судебные приставы в рамках административных расследований смогут запрашивать информацию у администраторов соцсетей и мессенджеров.
Но, пожалуй, самая важная новость в том, что под контроль Федеральной службы судебных приставов также попадут сотрудники банков и микрофинансовых организаций, занимающиеся взысканием долгов.
В 2017 году вступил в силу закон, который ввел строгие правила взыскания долгов. Формально он касается всех.
Для нарушителей предусмотрены штрафы. Однако соответствующая статья КоАП сформулирована так, что под нее сегодня попадают только коллекторы. В итоге, как рассказывают практики, именно банкиры переняли хамские методы сборщиков долгов.
Проблема грубиянов-банкиров будет решена. Сейчас уже готовятся соответствующие поправки в КоАП. Помимо этого Минюст предлагает наделить приставов полномочиями по надзору за банкирами и сотрудниками микрофинансовых организаций, общающихся с должниками-неплательщиками.
Ответственность коллекторов за нарушение 230 ФЗ
Судебные приставы получат полномочия контролировать сотрудников банков, занимающихся взысканием просроченных долгов
“В целях реализации новых полномочий ФССП России будет вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций (который ведется и сейчас), а также перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц”, – сообщили в Минюсте.
Судебные приставы вправе проводить административные расследования, чтобы привлечь коллекторов-нарушителей к ответственности. В рамках этих расследований нередко возникает необходимость запросить информацию у сотовых операторов или администрации соцсетей: действительно ли коллектор донимал должника звонками и сообщениями?
Как рассказывают эксперты, на практике сотовые компании сегодня по-разному реагируют на запросы судебных приставов. Иногда отвечают. Иногда игнорируют, полагая, что закон их не обязывает.
Теперь все вопросы будут сняты: и сотовых операторов, и организаторов распространения информации в интернете обяжут предоставлять приставам нужные сведения.
Под организаторами распространения информации в интернете как раз и понимаются администраторы соцсетей, а также мессенджеры, электронная почта и т.п.
После получения мотивированного запроса ответ должен быть направлен в службу судебных приставов в течение нескольких дней.
У сотовых операторов и организаторов распространения информации в Сети приставы будут вправе получать информацию “о непосредственном взаимодействии кредитора или представителя кредитора с должником и (или) иным лицом”. То есть судебные приставы будут вправе запрашивать переписку с должником не только коллекторов, но и банкиров. Поэтому любые сообщения должны быть вежливыми и корректными, а разговор – конструктивным.
“К новым полномочиям ФССП России предлагается также отнести установление ограничений отдельных способов взаимодействия с должниками, информация о которых будет отражена в государственном реестре и перечне организаций соответственно, – рассказывают в Минюсте. – Такие ограничения могут устанавливаться на один или несколько способов взаимодействия с должниками на срок до 60 дней”.
Кстати, взыскатели обязаны записывать свои разговоры с должником. Не будут этого делать – тоже грозит запрет на звонки. Тому, кто не умеет уважительно общаться с должником, придется какое-то время работать только на прием звонков, а самим никому не звонить. А безграмотным и наглым банкирам могут запретить писать письма. И т.п.
Сотрудники, непосредственно работающие с должниками, получат индивидуальные коды. Это, с одной стороны, сохранит персональные данные коллектора, с другой – позволит оперативно вычислить нарушителя правил.
Другая новация: инициатива закрепляет понятие “робот-коллектор”.
Если звонит автоматика, в начале каждого разговора должнику должно быть сообщено, что ему позвонил автоматизированный интеллектуальный агент. Кредиторы будут отвечать за то, чтобы и их роботы соблюдали правила.